Nov. 28th, 2008

perebeia: (Default)
Продолжение, начало тут


И их сын и внук Игорь. Почему-то там много Игорей было. Самое популярное имя. А в поколении родителей – Владимир. Они из Нагаева приехали лет 10 назад, видимо, после Надиного развода. Десять лет не срок для деревни. Володя, к примеру, тут родился, рассказывал, что до войны Юматово обступали леса, и волки к самой деревне подходили. В войну все повырубили почти. Но живность все же была и при нас. Зайцы яблони подгрызали, и лоси ходили. Мы раз наткнулись в лесу, прямо перед нами лось деревце обгладывал. Посмотрел на нас оценивающе, решил что безопасны, и дальше грыз себе. А раз собаки деревенские зайца гнали, прямо мимо нас пронесся. Все это было для нас сказочным чудом.

Да, так про Надю. Сначала я с бабой Шурой подружилась. Она все сновала мимо нашего забора туда-сюда, траву поросенку носила, и себе лопухи, от ног. Ну, сначала здрасьте, потом как дела, так слово за слово разговорились. Она с такими чудными голубыми глазами была, совсем молодыми. И вообще бодрая на вид. Рассказывала про молодость, как народным заседателем была, самое большое ее карьерное достижение. Я ей рассказывала, как мечтаю скорее дожить до пенсии, чтобы жить тут безвылазно, а она улыбалась ласково и отвечала – эх, Оля… не торопись состариться, все тебя забудут тогда. И все говорила – умру я скоро, сон видела. И при этом улыбалась также ласково и почти не печально, разве чуточку. Мне казалось, что ей хотелось что-то важное мне сказать. Но скорее всего нет, даже не это. Ей почему-то важно было, чтобы я ее запомнила, помнила. Похоже было у меня потом с Марией с нашего прихода, рядышком молились всегда. Они даже похожи, такие же голубые молодые глаза. Так же внезапно вспыхнувшая симпатия, нежность какая-то, без всякой причины, почти без разговоров. Мне кажется, это бывает, когда Бог людей сводит. Но Мария это выразила яснее. С светлой и безмятежной улыбкой она сказала мне однажды: я умру, а ты обо мне помолишься. И я молюсь и помню.

Read more... )
perebeia: (Default)
[Error: unknown template qotd] Маркес, Палая листва
perebeia: (Default)
Продолжение, начало тут


С Машей вспоминали про сад, и все забываю написать, что вспомнили. Про фауну тамошнюю. Про козу Анину написала. Еще к нам лошадка приходила весной, огород пахать. Для этого открывались старые ворота, и она торжественно шествовала по двору на огород. Такая милая лошадка была, скромная, застенчивая. Разве листик какой с куста прихватит по дороге, а так осторожно ступала, чтоб не задеть чего. И покакает еще для пользы огорода, бесплатный навоз. Витя за соху держался, а хозяин лошадку под уздцы вел. Умилительная такая патриархальная картина была. Но за лошадкой очередь весной стояла, иногда и не доходила до нас, тогда призывался сосед с минитрактором. Трактор не стеснялся, урчал и тарахтел, обязательно что-нибудь задевал и выворачивал и не какал. Зато рыхлил землю, с граблями не ходить потом.

Остальную фауну мы больше слышали, чем видели. Петух был у кого-то, выпевал саундтрек к фильму Цирк, идеально попадая в ноты. На всю деревню в положенное петухам время раздавалось - там-там-па-пааам! Со-вет-ский цииирк!

Индюк был у соседа наискосок, тот хохотал. Очень громко и сатанинским злобным смехом. Очень Машу впечатлял его смех в первый сезон. А на второй сезон спросила, чего не слыхать его. Дохохотался, говорю. А цирковой петух долго пел.

Дятел прилетал. Какую-то высохшую палку, в которую папина стриженная под пальму яблоня превратилась, долбил деловито. Ни в какую не могла его уговорить жрать вредителей с действующих яблонь. Далась ему эта палка и все.

Скворец в скворечнике жил, с семьей конечно. Но семья там внутри все больше, а он летал туда-сюда, кормил семью, как положено, и еще песенки пел в свободное время. И дразнился. Я утром разминалась перед трудами на крылечке бани, руками-ногами помахивала, разогревалась. И он крылышками начинал трепыхать на своем крылечке в скворешне. Я замру, и он замрет. Я замахаю - и он крыльями трепыхает. Дразнился нарочно.

Сороки жили у нас, семейная пара. Наблюдали за нами, перелетая с крыши на яблони. А пуще всего облепиху караулили, когда поспеет. Очень любили. Раз опоздала собрать, так всю слопали. Стала пораньше собирать, не совсем созревшую. Так они как увидят, что я облепиху собираю, такой крик поднимали, так орали на меня и кружили, думала заклюют. Своей считали наверное. Я им оставляла маленько полакомиться.

Коровы раз забрались к нам в огород. Там их штук пять на всю деревню было. А пастух, подлый, не торопился их гнать, пусть пожрут у дачников, не жалко. Мы с Витей как увидали, что они наши тыквы жрут прямо посреди огорода, давай орать на них, побежали гнать с хворостиной. А они головы подняли, оценили нашу скорость и расстояние, и не торопясь еще по кусочку откусили, а потом уже отправились с огорода, успели. Так и не догнали. Потом оценили масштаб потравы. Всего-то по полтыквы каждая съели две буренки. И главное ни одного кустика и растения не повредили! Шли аккуратно, даже обратно под угрозой палки, ступая между грядок и кустиков картошки, ни травинки не примяли. И так это нас умилило, что даже стыдно стало за свою ярость и палки. Отнесли им остатки тыкв недоеденных и извинились.

Про наших кошек и собак отдельный рассказ будет, тут роман целый. Про ежа еще.


Маш, что я еще забыла?

МЕЧТЫ

Nov. 28th, 2008 11:07 pm
perebeia: (Default)
Продолжение, начало тут

Мечтать мы начали, еще осматривая будущие владения. Смутные мысли уже роились в голове по ходу осмотра. И крутились в голове всю зиму. Засыпая, я мысленно видела теплицы и оранжереи, флигели и беседки, водопровод и теплый сортир. Среди накупленных садоводческих книг была одна английская, и я перестраивала нашу российскую усадьбу на английский лад, с газонами, аллеями и перголами. И камин, непременно камин.

Мечтала я не в одиночестве. Едва ступив первый раз в свое имение и начав подробный осмотр, мы начали делиться своими мечтами. Конечно, чердак оборудовать под мансарду. Вот тут лестницу, вот тут окна сделать. Жить там будет, конечно, Митюша. Вот в этой кладовке будет теплый сортир и душ. Трубу выведем вон туда. Нет вот сюда. Нет, в старый колодец. Веранду утеплить. Теплицы вот тут. Нет, что там теплицы, оранжерею. А отапливать паром из бани. Сараи снести, настаивал папа. Освободить землю и посадить там лучшие сорта яблонь. Почему в тени на месте старых сараев, а не на свободных 30 сотках – неизвестно. По учению легендарного Соломона не иначе, мистическая связь с ним у папы все крепла. И перголу мою все за баню загонял, где раньше куры ночевали раньше. Очень много мы за перголу воевали. Но это все должно было построиться уже вот-вот, скоро. И мы продолжали мечтать о более отдаленном будущем. Вот с этой стороны пристроим дом для Маши, если они с Витей все же захотят жить в Уфе. Митюшин будущий дом будет на отвоеванной у соседа земле у оврага.

Пока мы не нуждались в имении, как в средстве пропитания, остальная территория превращалась то в газон и цветник, то в английский парк, то в яблоневый сад, пока не остановились, наконец, на вишневом. И уже окучивая картошку в голодные перестроечные годы, мы все еще представляли, как зацветет наш сад, как осыплет белыми лепестками бывший огород, как мы будем гулять по аллейкам теплыми летними вечерами и лениво срывать вишни. И картошка, и рваные шланги, и лопаты с черенками из сучковатых палок, оструганных Витей, это все ерунда, временно. Над нами цвели вишневые деревья, и сквозь них виднелся будущий Митин дом.

Все наши агрономические споры утихали, стоило заговорить о камине или бассейне. О них мы тоже спорили, конечно, но это были сладостные споры. Чем горячее мы спорили, тем ярче разгорался камин и реальнее плескался бассейн. Только трудно было решить, с какой стороны бани его пристроить. Витя так яростно отстаивал свою сторону, что однажды не выдержал и стал яростно копать сучковатой лопатой. Когда я застала его за этим занятием, он успел отрыть уже приличную ямищу, с могилу примерно. Долго не могла привести его в чувство отсутствием всего остального, что необходимо для создания бассейна, кроме ямы. К счастью, он отрыл там какие-то кости, и этим отвлекся. Кости были исследованы и изучены, подозрения на смертоубийство не подтвердились, для мамонта они были малы, а для теленка в самый раз. Не иначе коровий выкидыш. Там проблема с отходами и мусором. Вывоз не предусмотрен, контейнеров нет. Вот и закопали небось.

Надо ли говорить, что ровным счетом ничего из этих мечт не осуществилось? И даже новых черенков для лопат купить было не на что. Дом ветшал, полы гнили, крылечко подламывалось. Частично выкопанный Витей бассейн служил временно силосной ямой. Но мечты свои мы не оставляли до конца. Сад овладел нами окончательно, с ним связывалась вся наша будущая жизнь и даже смерть. Я мечтала быть похороненной на тихом юматовском погосте, а Витя и вовсе не желал даже на такое расстояние отодвинуться от сада после смерти, и совершенно серьезно просил похоронить его под березкой возле силосной ямы, потеснив вновь захороненные телячьи кости.


Кому интересно и кто не читал, вот тут про первый и второй сады.

http://perebeia.livejournal.com/455328.html#cutid1

http://perebeia.livejournal.com/813656.html#cutid1

September 2012

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 1819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2025 05:13 am
Powered by Dreamwidth Studios